1 Основы охраны здоровья населения в Российской Федерации.
ВИЧ - инфекция, правила работы с ВИЧ - инфицированными больными. Соответствующие приказы и инструкции.
Обработка рук прививочной медсестры перед манипуляциями. Накрытие стерильного стола.
Санитарно-противоэпидемиологический режим прививочного кабинета. Текущая и генеральная уборка прививочного кабинета.
Основополагающие приказы и инструкции, регламентирующие профилактику внутрибольничной инфекции.
«Противочумный костюм».  Порядок применения и обеззараживания защитной одежды.
Методы и средства санитарного просвещения.
Понятие о валеологии и санологии.
Основные  приоритеты национального проекта в сфере здравоохранения.
Основные направления совершенствования первичной медико-санитарной помощи детям в рамках реализации национального проекта в сфере здравоохранения.
Основные направления профилактической работы мед сестры прививочного кабинета в рамках реализации национального проекта.
Проведение дополнительной вакцинопрофилактики населения в рамках реализации приоритетного национального проекта.
Мероприятия по выявлению и лечению инфицированных ВИЧ в свете реализации "Приоритетного национального проекта в области здравоохранения".
Мероприятия по выявлению и лечению больных вирусным гепатитом В и С в свете реализации "Приоритетного национального проекта в области здравоохранения".
Обработка изделий медицинского назначения. Первый и второй этапы обработки медицинского инструментария.
Химический метод стерилизации. Стерилизующий агент. Режимы. Требования.
Виды контроля стерилизации. Химический контроль качества стерилизации при паровом методе.
Виды контроля стерилизации. Химический контроль качества воздушной стерилизации.
Обработка медицинских изделий одноразового применения. Обработка резиновых перчаток.
Основы медицинского страхования. Принципы. Виды, цели, уровни медицинского страхования.
Порядок применения наркотических препаратов в ЛПУ. Ответственность медицинских работников за нарушение правил выписки учета, хранения, применения и списания наркотических препаратов.
Наркомания и токсикомания: определение, распространенность, факторы риска, стадии развития наркомании.
Сестринский процесс в работе медицинской сестры  прививочного кабинета.
Документация прививочного кабинета. Оснащение, оборудование. Посиндромные наборы.
Контроль качества предстерилизационной очистки изделий медицинского назначения. Азопирамовая и фенолфталеиновая пробы.
Роль сестринского персонала в федеральных, территориальных программах охраны здоровья населения.
Профилактика вирусных гепатитов в работе медсестры прививочного кабинета.
Роль медсестры процедурного и прививочного кабинетов в профилактике наркомании и токсикомании.
Сестринский процесс, его этапы.
Роль средних медицинских работников в реализации программных мероприятий в школах здоровья.
Роль средних медицинских работников при проведении санитарно – противоэпидемических мероприятий при TOPC.
Профилактические и противоэпидемические мероприятия при холере.
Философия и этика сестринского дела. Медицинская и биомедицинская этика. Проблемы биоэтики. Этический кодекс медсестры России.
Должностные обязанности медицинской сестры прививочного кабинета.
Организация и методика работы по гигиеническому воспитанию населения и пропаганда здорового образа жизни.
Виды, формы и методы реабилитации, организация мероприятий по реабилитации пациентов.
Основные принципы профилактики инфекционных болезней в России.
Сестринское дело, определение, его цели и задачи.
Понятие о "потребностях". Иерархия человеческих потребностей по А.Маслоу.
Стерилизация. Воздушный метод стерилизации. Режимы.
Концепция факторов риска и первичной профилактики – основа обеспечения здоровья отдельных лицам, семьям, обществу.
Виды профилактики: первичная, вторичная, третичная. Роль медработника по их реализации.  
Роль медсестры прививочного кабинета в профилактике ВБИ.
Организация работы медицинской сестры прививочного кабинета.
Дезинфекция. Виды, методы и средства дезинфекции. Приготовление дезинфицирующих средств. Техника безопасности.
Профилактика наркомании и токсикомании. Роль медицинского персонала в профилактике наркомании и токсикомании и реализации целевых программ, направленных на преодоление распространения наркомании и токсикомании. 
Должностные обязанности медсестры  процедурного кабинета.
Профилактика и противоэпидемические мероприятия в очагах гепатитов с парентеральной передачей (В, Д, С).
Основные регламентирующие документы, определяющие работу по профилактике ВИЧ - инфекции.
Определение ВБИ, пути и факторы передачи, профилактика ВБИ.
Психологические аспекты работы медицинской сестры прививочного кабинета. Особенности общения с детьми.
Правила безопасности при проведении манипуляций ВИЧ-инфицированным пациентам. Основополагающие приказы и инструкции.
Понятие о первичной медико-санитарной помощи. Роль медицинской сестры  прививочного кабинета в реализации основных принципов ПМСП.
1.1 Основы охраны здоровья населения в Российской Федерации.
Концепция реформирования здравоохранения в современных условиях.
Нормативные документы, определяющие задачи, функции, условия и порядок деятельности амбулаторно-поликлинического и больничного учреждений.
Понятие о валеологии и саналогии.
Роль сестринского персонала в глобальных, федеральных, территориальных программах охраны здоровья населения.
Принципы  организации  школ здоровья, их роль в охране здоровья населения.
Роль, задачи и принципы ПМСП.
Основные приоритеты национального проекта в сфере здравоохранения.
Роль медсестры прививочного кабинета в совершенствовании развития системы первичной медико-санитарной помощи в рамках реализации национального проекта в сфере здравоохранения.
2.1 Философия сестринского дела. Медицинская этика и биоэтика.
Характеристика паротитной вакцины. Противопоказания к вакцинации. Техника вакцинации паротитной вакциной.
Аллергические реакции замедленного типа. Сывороточная болезнь. Причины. Приоритетные проблемы пациентов. Профилактика.
Показания и основные противопоказания к внутрикожной вакцинации. Технология введения. Препараты.
Календарь профилактических прививок. Роль прививочной медсестры в организации и проведении профилактических прививок.
Понятие о вакцинах. Виды. Принципы изготовления. Применение. Способы введения.
Понятие о кожных аллергических пробах. Препараты для проведения кожных аллергических проб. Принципы приготовления, назначения.
Особенности планирования и организации профилактических прививок. Отчетность о профилактических прививках.
Организация работы медсестры прививочного кабинета. Санитарные требования к помещению прививочного кабинета. Оборудование. Оснащение.
Цель и задачи расширенной программы иммунизации (РПИ) ВОЗ.
Пути введения лекарственных средств, дозирование лекарств у детей.
Специфическая и неспецифическая профилактика туберкулеза.
Показания и противопоказания к вакцинации БУЖ у новорожденных и детей.
Объем мероприятий при выявлении больного чесоткой, согласно отраслевому стандарту "Чесотка".
Вакцинация и ревакцинация против коклюша, дифтерии, столбняка. Дозы препаратов, способ и место введения с учетом возраста прививаемого контингента.
Показания и противопоказания к подкожной вакцинации. Место прививки. Техника. Препараты.
Показания и противопоказания к иммунизации против менингококковой инфекции. Прививочные препараты. Методы и техника иммунизации.
Показания и противопоказания к внутримышечной вакцинации. Место прививки. Техника. Препараты.
Показания к проведению экстренной специфической профилактики столбняка. Характеристика препаратов применяемых для профилактики столбняка.
Противоэпидемические мероприятия. Значение специфической профилактики в комплексе противоэпидемических мероприятий.
Требования к хранению, использованию и транспортировке иммунобиологических препаратов.
Санитарно-просветительная работа медсестры прививочного кабинета. Формы. Методы.
Постпрививочные реакции. Общие и местные. Оценка и регистрация постпрививочных реакций.
Понятие об эпидемическом процессе. Звенья эпидемического процесса. Роль медсестры прививочного кабинета в профилактике инфекционных заболеваний.
Правила техники безопасности при выполнении различных видов инъекции.
Основные медицинские противопоказания к проведению профилактических прививок.
Правила выписки и хранения лекарственных средств, нормативные документы.
Показания и основные противопоказания к накожной вакцинации. Инструментарий. Технология введения. Препараты.
Особенности иммунизации детей групп риска по развитию поствакцинальных осложнений.
Поствакцинальные осложнения, связанные с нарушениями асептики и антисептики, техники введения, дозировки, условий хранения и ошибочным введением.
Должностные обязанности медсестры прививочного кабинета. Требования к медперсоналу, проводящему прививки.
Характеристика препаратов: АКДС, АДС, АДС-М, АД-М анатоксина. Показания к применению.
Правила иммунизации детей групп "риска" по развитию поствакцинальных осложнений.
Поствакцинальные осложнения. Причины. Профилактика поствакцинальных осложнений.
Характеристика полиомиелитной вакцины. Схема вакцинации и ревакцинации. Методы и техника иммунизации.
Коревая вакцина. Противопоказания к вакцинации. Экстренная профилактика кори. Техника вакцинации.
Характеристика вакцины БЦЖ и БЦЖ - М. Схема вакцинации и ревакцинации. Техника вакцинации БЦЖ. Динамика развития местной прививочной реакции после иммунизации вакциной БЦЖ.
Характеристика туберкулина, его назначение. Техника постановки пробы Манту, учет и оценка результатов.
Понятие об иммунитете. Виды иммунитета. Физиология становления иммунитета у детей.
Аллергия. Острые аллергические реакции: анафилактический шок, крапивница, отек Квинке.
Показания и противопоказания к иммунизации против гриппа. Прививочные препараты. Методы и техника иммунизации. Постпрививочные реакции.
2.1.1 Философия сестринского дела. Медицинская этика и биоэтика.
Определение сестринского дела, его миссия, цели и задачи.
Философия сестринского дела в России.
Медицинская этика. Деонтология. Этический кодекс медицинской сестры России.
Сестринский процесс, определение, цели и задачи.
Иерархия человеческих потребностей по А.Маслоу. Установление приоритетов в сестринской практике.
2.2.1 Организация работы медицинских сестер процедурно-прививочных кабинетов.
Общие положения о группе НОТ лечебно-профилактического учреждения. Задачи и функции. Права группы НОТ.
Организация взаимозаменяемости процедурной и прививочной медицинских сестер.
Совершенствование организации рабочих мест.
2.3.1.1 Правовые основы иммунопрофилактики. Сестринский процесс при организации прививочного дела.
Основные принципы профилактики инфекционных болезней в России. Цель и задачи расширенной программы иммунизации ВОЗ.
Федеральный закон Российской Федерации "Иммунопрофилактика инфекционных болезней".
Календарь профилактических прививок.
Планирование прививок. Учет прививаемых контингентов.
Проведение профилактических прививок детям. Анализ привитости детского населения.
2.3.2.1 Планирование прививочной работы
Основные принципы профилактики инфекционных болезней в России(народно-хозяйственные и социальные мероприятия, повышение невосприимчивости населения)
Профилактические прививки основная мера, радикально воздействующая на эпидемический процесс
Проблема снижения заболеваемости инфекционными болезнями на современном этапе.
Календарь профилактических прививок, его обоснование.
Конкретные данные в снижении заболеваемости инфекционными болезнями и летальности по стране, республике за последние годы.
2.3.3.1 Технологии и стандарты по организации и выполнению работ прививочными медицинскими сестрами поликлиники.
Должностные инструкции медсестры процедурно-прививочного кабинета.
Перечень инструктивных материалов для организации работы процедурно-прививочного кабинета.
Моральные и профессиональные качества медицинской сестры.
Гигиена прививочной медсестры и требования к её внешнему виду.
Стандарт оснащения процедурно- прививочного кабинета оборудованием, инвентарём, инструментарием.
Документация процедурно-прививочного кабинета, размещение и ведение.
2.3.4.1 Организация сестринского процесса в работе медицинской сестры прививочного и процедурного кабинетов
Должностные обязанности медицинской сестры процедурного кабинета детских ЛПУ.
Дозировка лекарственных средств в педиатрии.
Особенности ведения лекарственных препаратов детям в зависимости от возраста.
Техника забора крови на биохимические исследования у детей раннего возраста.
Осложнения лекарственной терапии у детей.
2.4.1 Лекарствоведение
Понятие о фармакологии. Общая и частная фармакология.
Пути введения лекарственных средств.
Правила выписки и хранения лекарственных средств.
Правила хранения и использования ядовитых и наркотических лекарственных средств.
Алгоритм действия медицинской сестры в обращении с лекарственными средствами.
2.5.1 Эпидемический процесс. Иммунитет.
Эпидемический процесс, его структура, формы проявления.
Инфекционный процесс, механизм передачи: определение, варианты.
Эпидемический очаг, его структура.
 Понятие об иммунитете индивидуальном и коллективном, иммунологической структуре населения.
Перспективы использования искусственных вакцин.
2.6.1 Медицинские иммунобиологические препараты для проведения иммунопрофилактики и постановки кожных проб
Краткие исторические сведения, значение работ Э.Дженнера, Л. Пастера, Г. Рамона. Русские ученые (И.И. Мечников,Н.Ф.Гамалеи, М.А.Морозова, Л.А.Тарасевича, М.П.Чумакова, А.А.Смородинцева и др.) в развитии прививочного дела.
Препараты, предназначенные для активной иммунизации: вакцины (бактериальные и вирусные, живые и инактивированные, химические жидкие и сухие) анатоксины.
Показания к применению сывороточных препаратов, способы введения.
Бактериофаги: принципы изготовления, показания к применению, способы введения.
Препараты, предназначенные для постановки кожных проб (туберкулин, бруцеллин, тулярин и др.), принципы изготовления, назначение.
2.7.1 Особенности организации работы прививочного и процедурного кабинетов.
Требования к помещению прививочного кабинета, его оборудованию.
Техника безопасности в прививочном кабинете.
Должностная инструкция медсестры процедурного кабинета.
Особенности организации и осуществления этапов сестринского процесса в работе медицинской сестры процедурного кабинета с учетом тяжести состояния пациентов, возраста, конкретной патологии.
Основные задачи в области стандартизации медицинских услуг. Основные принципы стандартизации.
2.8.1 Парентеральное введение лекарственных препаратов.
Пути введения лекарственных препаратов детям.
Показания для постановки подкожных, внутрикожных, внутримышечной инъекций.
Внутривенные инъекции: показания, места для внутривенных инъекций.
Осложнения инъекций. Признаки осложнений. Причины. Профилактика осложнений.
2.9.1 Хранение, условия и порядок проведения прививок. Противопоказания к вакцинации.
Концепция  "холодовой цепи". Условия хранения и транспортировки вакцинальных препаратов.
Основные медицинские противопоказания к проведению профилактических прививок.
Временные и постоянные медицинские отводы. Иммунологическая комиссия.
2.10.1 Способы введения вакцинальных препаратов
Накожная (скарификационная) вакцинация. Обычное место прививки, инструментарий, техника проведения.
Внутрикожная вакцинация. Обычное место прививки, инструментарий(требования к шприцам и иглам)  техника проведения.                        
Подкожная вакцинация. Обычное место прививки, инструментарий, техника проведения.
Внутримышечная вакцинация. Место прививки при введении препарата шприцом и безыгольным инъектором.
Введение вакцины перорально. Инструментарий. Осложнения при данном способе введения.
2.11.1 Постпрививочные реакции, осложнения, их профилактика и экстренная терапия.
Постпрививочные реакции: понятие, патогенез. Сроки проявления постпрививочных реакций
Общие постпрививочные реакции: слабой, средней и сильной степени тяжести.
Местные постпрививочные реакции: слабой, средней и сильной степени тяжести.
Поствакцинальные осложнения.  Основные формы поствакцинальных осложнений
Сывороточная болезнь. Клиническая картина, лечение.
Иммунизация детей групп " риска", по развитию поствакциональных осложнений.
Социальная защита граждан, при возникновении поствакцинального осложнения.
2.12.1 Иммунизация детей из групп риска. Пассивная иммунизация.
Постпрививочные реакции: понятие, патогенез. Сроки проявления постпрививочных реакций
Общие постпрививочные реакции: слабой, средней и сильной степени тяжести.
Местные постпрививочные реакции: слабой, средней и сильной степени тяжести.
Поствакцинальные осложнения.  Основные формы поствакцинальных осложнений
Сывороточная болезнь. Клиническая картина, лечение.
Иммунизация детей групп " риска", по развитию поствакциональных осложнений.
Социальная защита граждан, при возникновении поствакцинального осложнения.
Организация и проведение дополнительной иммунизации населения в рамках реализации приоритетного национального проекта. Роль медсестры прививочного кабинета в ее реализации.
2.13.1.1 Профилактика внутрибольничной инфекции.
Определение понятий инфекционная безопасность и инфекционный контроль.
Внутрибольничная инфекция. Определение ВБИ. Причины роста.
Источники ВБИ. Пути и факторы передачи. Профилактика ВБИ.
Роль медицинской сестры процедурного и прививочного кабинетов в профилактике внутрибольничной инфекции.
Особо опасные  инфекции. Понятие. Профилактические и противоэпидемические мероприятия  при возникновении особо опасных  инфекций.
Отраслевой стандарт "Протокол ведения больных. Чесотка" (ОСТ 91500.11.003-2003).
2.13.2.1 Обработка изделий медицинского назначения.
Этапы обработки изделий медицинского назначения.
Режимы предстерилизационной очистки изделий медицинского назначения с учётом вида моющего порошка, моющих средств.
Технология проведения  контроля качества предстерилизационной очистки.
Фенолфталеиновая проба. Техника проведения. Контроль качества пробы.
Режимы стерилизации. Виды контроля качества стерилизации.
2.13.3.1 Санитарно-эпидемиологический режим в прививочном и процедурном кабинетах.
Текущая и генеральная уборка процедурного кабинета.
Особенности организации мероприятий по инфекционной безопасности и инфекционному контролю в работе медицинской сестры прививочного кабинета.
Приготовление,  хранение, использование дезинфицирующих средств.
Предупреждение самозаражения при выполнении прививок.
Порядок накрывания стерильного стола. Требования.
Особенности соблюдения санитарно-эпидемиологического режима при работе с одноразовыми изделиями медицинского назначения.
Утилизация биологического материала, кровяных шариков, остатков прививочного материала.
Обработка одноразовых изделий.
2.13.4.1 Профилактика вирусных гепатитов и ВИЧ-инфекции.
Этиология вирусных гепатитов. Эпидемиология вирусных гепатитов с фекально-оральным механизмом передачи (А, Е).
Профилактика и противоэпидемические мероприятия в очагах гепатитов с фекально-оральным механизмом передачи.
Вирусные гепатиты с парентеральной передачей (В, дельта, С).
Возбудитель ВИЧ-инфекции. Пути передачи. Причины роста. Патогенез, эпидемиология, клиника, профилактика, лечение.
Правила работы с пациентами при подозрении на ВИЧ-инфекцию.
Предупреждение передачи ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов в ЛПУ, роль прививочных и процедурных медсестер.
Профилактика ВИЧ-инфекции, выявление и лечение больных ВИЧ в рамках реализации мероприятий "Приоритетного национального проекта в области здравоохранения".
Профилактика вирусных гепатитов В и С, выявление и лечение больных в рамках реализации мероприятий "Приоритетного национального проекта в области здравоохранения".
2.13.5.1 Дезинфекция и стерилизация изделий медицинского назначения.
Определение понятий асептика и антисептика. Общие понятия.
Клинические формы острых аллергических реакций.
Виды антисептики: химическая, биологическая ,механическая.
Основные патологические механизмы лежащие в основе их развития.
Понятие о дизинфекции.
Клиническая картина, диогнастические критерии и неотложная помощь при различных клинических вариантах анафилаксации.
Виды дезинфекций. Методы дезинфекций. Средства дезинфекций.
Профилактика острых аллергических реакций.
Режимы дезинфекций. Новые дезинфицирующие средства.
Доврачебная помощь при анафилаксации.
Техника безопасности при работе с дезинфицирующими средствами.
2.14.1 Неотложная посиндромная помощь детям.
Определение понятия "терминальные состояния". Виды терминальных состояний.
Клинические формы острых аллергических реакций.
Определение понятия " сердечно-лёгочная реанимация".
Основные патологические механизмы лежащие в основе их развития.
Методика сердечно-лёгочной реанимации.
Клиническая картина, диагностические критерии и неотложная помощь при различных клинических вариантах анафилаксации.
Приёмы восстановления  проходимости дыхательных путей, техника искусственной вентиляции лёгких и непрямого массажа сердца.
Профилактика острых аллергических реакций.
Критерии эффективности реанимации. Продолжительность реанимации.
Доврачебная помощь при анафилаксации.
3.1 Сестринский процесс при иммунопрофилактике туберкулеза, вирусного гепатита В.
Профессиональная задача
Ребенку 14 лет, находиться на диспансерном учете по поводу бронхиальной астмы. Страдает бронхиальной астмой. Внезапно во время вакцинации АДС "М" в  прививочном кабинете начался приступ удушья.
 Задание:
1.   Определите неотложное состояние, развившееся у ребенка.
2.   Составьте алгоритм оказания неотложной помощи.
Профессиональная задача
Девочка 3 месяцев страдает врожденным пороком сердца. Во время проведения первой вакцинации АДС "М" и полиомиелита у ребенка появились цианоз, одышка, тахикардия, затем девочка потеряла сознание.
 Задание:
1.   Определите неотложное состояние, развившееся у ребенка.
2.   Составьте алгоритм оказания неотложной помощи.
Профессиональная задача
На следующий день после вакцинации АКДС, в кабинет медицинской сестры прививочного кабинета обратилась с жалобой мама, ребенка 8 мес. Девочка всю ночь беспокоилась, повысилась температура тела до 38 С, на месте введения вакцины гиперемия 2 см.
Задание:
1.   Оцените состояние, развившееся у ребенка.
Тактика медицинской сестры прививочного кабинета. 
Профессиональная задача
За 10 минут до окончания рабочего дня медсестры прививочного кабинета, пришел ребенок на третью вакцинацию АКДС. После прививки ребенок с мамой был отпущен. Медицинская сестра ушла домой.
Задание:
1. Оцените действия медицинского работника.
Профессиональная задача.
Ребенок  6 лет  во время проведения реакции Манту внезапно покрылся холодным потом, побледнел, начал падать, при осмотре : пульс - 78 ударов в минуту, АД - 90/60 мм рт ст.
Задание:
1.   Укажете неотложное состояние, возникшее у ребенка.
2.   Составьте алгоритм  оказания неотложной помощи.
Профессиональная задача.
Ребенку  7 месяцев в прививочном кабинете сделали III вакцинацию  АКДС.Внезапно ребенок стал беспокойным побледнел, появилась одышка, отек глаз, лица. 
Задание:
1.   Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2.   Составьте алгоритм оказания неотложной помощи.
Профессиональная задача
Медицинская сестра прививочного кабинета проводила ревакцинацию БЦЖ-вакциной неорганизованных детей перед школой. Ампулу с вакциной поставила на край стола, которая упала и разбилась.
Задание:
1. Тактика медицинской сестры.
Профессиональная задача
Ребенку 7 лет. Детский комбинат не посещал. Готовится к поступлению в школу, и пришел в поликлинику на RW БЦЖ. В 5 лет - реакция Манту - отрицательная. В 6 лет - реакция Манту - сомнительная. В 7 лет - реакция Манту -отрицательная.
Задание:
1. Тактика медицинской сестры.
Профессиональная задача
Медицинская сестра прививочного кабинета проводила вакцинацию и ревакцинацию полиомиелита неорганизованным детям. Закончился рабочий день. В холодильнике осталась открытая ампула с вакциной.
Задание:
1. Оцените действия медицинской сестры прививочного кабинета.
Профессиональная задача
Ребенку 6 мес. Состоит на "Д" учете с диагнозом: "Анемия легкой степени" /Нв 100 - г/л/. По плану ребенку  предстоит III вакцинация АКДС, полиомиелит, ВГВ. Мама предъявляет жалобы на сниженный аппетит ребенка, бледные кожные покровы, повышенную возбудимость.
Задание:
1.   Определите нарушенные потребности ребенка, настоящие и потенциальные проблемы.
2.   Тактика медицинской сестры.
Профессиональная задача
Во время проведения ревакцинации полиомиелита 1,5 годовалому малышу, он выплюнул вакцину.
Задание:
1.   Тактика медицинской сестры прививочного кабинета.
Профессиональная задача
Ребенок прибыл из родильного дома без вакцинации БЦЖ. В 3 месяца девочке была проведена R манту, затем через 72 часа сделана вакцинация БЦЖ. Через 3 дня, на месте введения вакцины появилось покраснение, появился отек и образовался абсцесс.
Задание:
1.   Укажите патологическое состояние, возникшее у ребенка.
2.   Смоделируйте I, II, III этапы сестринского процесса.
Профессиональная задача
На 1 вакцинацию АКДС, у ребенка на месте введения вакцины появилась гиперемия, инфильтрат более 5 см в диаметре. Температура не повышалась.
Задание:
1. Смоделируйте I, II, III этапы сестринского процесса по приоритетной проблеме.
Профессиональная задача
Во время проведения ревакцинации  БЦЖ 7 летнему мальчику, он внезапно побледнел, потерял сознание. При осмотре  кожные покровы бледные влажные на ощупь, пульс учащенный.
Задание:
1. Определите неотложное состояние,  возникшее у ребенка.
2. Составьте алгоритм  оказания неотложной помощи. 
Профессиональная задача
Ребенку 6 лет назначены инъекции витаминов В1 и В6. Процедурная медсестра  открыла новые упаковки, на которых было написано название этих лекарств,  на ампулах надписей с названием  лекарственных веществ  не оказалось. Сделав инъекции этих витаминов одним шприцом,  медсестра отпустила пациента на дальнейшее лечение.
Задание:
1. Перечислить  ошибки, допущенные медицинской сестрой на всех этапах сестринского процесса.
2. Составить алгоритм действий медицинской сестры  при обращении  с лекарственными препаратами.
Профессиональная задача
На 2-ой день после прививки АКДС, у 6 мес. ребенка на месте инъекции обнаружено слегка болезненное уплотнение в диаметре 0,5 см. Мама предъявляет жалобы медсестре прививочного кабинета.
Задание:
1.   Оценить состояние, возникшее у ребенка.
2.   Тактика медсестры прививочного кабинета.
Профессиональная задача
Для согревания перед инъекцией иммуноглобулина, хранившегося в холодильнике, медсестра прививочного кабинета погрузила ампулу в горячую воду. После извлечения жидкость в ампуле оказалась помутневшей.
Задание:
1.   Оцените действие медицинской сестры прививочного кабинета.
2.   Тактика медсестры прививочного кабинета.
Профессиональная задача
При заборе крови у ВИЧ-инфицированного пациента 10 лет при извлечении иглы из вены, с последующим снятием жгута, кровь попала на кожу лица и в глаза процедурной сестре.
Задание:
1. Какую  ошибку допустила  медсестра в технологии взятия крови из вены.
2. Составить алгоритм действий  медицинской сестры при заборе крови из вены у ВИЧ-инфицированного пациента.
Профессиональная задача
Медицинская  сестра процедурного кабинета при внутривенной манипуляции работала без перчаток и проколола кожу. Она вымыла руки под краном и пригласила следующего  пациента.
Задание:
1. Оценить действия  медицинской сестры.
2. Представить алгоритм  правильных действий медсестры по профилактике осложнений.
Профессиональная задача
Через 15 минут после введения дифтерийной вакцины у ребенка 8 месяцев появились судорожные подергивания конечностей, появился цианоз носогубного треугольника, одышка, ребенок потерял сознание.
Задание:
1.   Укажите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2.   Составьте алгоритм неотложной помощи.
Профессиональная задача
Через 1 неделю после проведения ревакцинации БЦЖ, у 7 летнего мальчика отмечался подъем температуры до 39 С, увеличились подмышечные лимфатические узлы.
 Задание:
1.   Смоделируйте I, II, III этапы сестринского процесса.
Профессиональная задача
Медицинская сестра прививочного кабинета, обнаружила рыхлый осадок во флаконе с химической сортированной брюшнотифозной вакциной. Сомневается в возможности ее использования.
Задание:
1. Тактика медицинской сестры прививочного кабинета.
Профессиональная задача
Ребенок 8 месяцев находиться  у  педиатра на учете с диагнозом "Эксудативно- катаральный диатез, в связи  с этим от прививок  был медицинский отвод. Врачом назначено введение АКДС-вакцины, полиомиелита  и против гепатита В.
Задание:
1. Опишите  тактику медсестры прививочного кабинета, по правилам введения препаратов.
Профессиональная задача
Через 20 минут после введения АКДС-вакцины девочке 3-х лет стало плохо: потеряла сознание, упала, побледнела.
Задание:
1.   Определите неотложное состояние, возникшее у ребенка.
2.   Составьте алгоритм оказания неотложной помощи.
Профессиональная задача
Из детского сада привели детей 6 лет на ревакцинацию против кори. Сделав прививки, медсестра прививочного кабинета посадила ребят на кушетки на 30 минут. Через 20 минут, воспитательница обратила внимание на одну девочку: щечки покраснели, дыхание участилось, жалуется на головную боль. При измерении температура тела - 39,5 С.
Задание:
1.   Укажите неотложное состояние, возникшее у ребенка.
2.   Составьте алгоритм оказания неотложной помощи.
Профессиональная задача
После проведения прививки против кори девочке 1 г. 2 мес. стало плохо: внезапно упала, появились подергивания конечностей, цианоз носогубного треугольника.
Задание:
1.   Определите неотложное состояние, возникшее у ребенка.
2.   Составьте алгоритм неотложной помощи.
Профессиональная задача
 В прививочный кабинет  пришла на работу новая медицинская сестра. На III вакцинацию против гепатита В пришел ребенок 6 месяцев. Медработник ввела вакцину Энджерикс внутримышечно, в дозу 0,5 мл.
Задание:
1. Оцените действия  медицинской сестры.
3.1.1 Сестринский процесс при иммунопрофилактике туберкулеза, вирусного гепатита В.
Неспецифическая профилактика туберкулеза.
Специфическая профилактика туберкулеза – ведение вакцинальных препаратов. Назначение вакцины БЦЖ и вакцины БЦЖ-м.
Противопоказания к прививкам у новорожденных, детей и взрослых.
Туберкулин, характеристика препарата и его назначение. Постановка реакций Манту, учет и оценка результатов.
3.2.1 Сестринский процесс при иммунопрофилактике кори и краснухе
Корь, этиология, основные клинические проявления, осложнения, неотложная помощь.
Корневая вакцина. Характеристика препарата, условия хранения и транспортирования; растворение вакцины, физические свойства растворенного препарата.
Срок вакцинации кори, способ и место проведения препарата, доза.
Краснуха, этиология, основные клинические проявления, принципы лечения.
Воздействие вируса краснухи на плод.
Краснушная вакцина. Характеристика препарата, условия хранения и транспортирования.
Срок вакцинации, способ и место введения препарата, доза.
Характеристика постпрививочных реакций, время их развития после прививки, регистрация.
3.3.1 Сестринский процесс при иммунопрофилактике эпидемического паротита и полиомиелита
Эпидемический паротит, эпидемиология, основные клинические проявления, осложнения, неотложная помощь.
Специфическая профилактика эпитемического паротита, введение вакцины. Характеристика паротитной вакцины, условия хранения и транспортирования, растворение вакцины, физические свойства  растворённого препарата. Срок вакцинации, способ и место введения, доза.
Характеристика постпрививочных реакций, время их развития после прививки, Противопоказания к вакцинации. Срок ревакцинации, способ, место введения, доза. Возможные формы поствакциональных  осложнений. Экстренная профилактика эпидемического паротита.
Полиомиелит, этиология, основные клинические  проявления, осложнения, принципы лечения.
Полиомиелитная вакцина. Характеристика препарата. формы выпуска, условия хранения и транспортирования.
3.4.1 Сестринский процесс при иммунопрофилактике дифтерии, коклюша, столбняка.
Дифтерия, эпидемиология, основные клинические проявления, осложнения, неотложная помощь.
Схема вакцинации и ревакцинации АКДС.
Характеристика общих и местных постпрививочных реакций на введение АКДС.
 Основные формы поствакцинальных осложнений на АКДС.
Вакцинация детей входящих в группу" риска", по возможности развития поствакцинальных осложнений.
4.1.1 Сестринский процесс при иммунотерапии при бешенстве, столбняке, холере, брюшном тифе.
Бешенство, краткие сведения о патогенезе и клинике болезни. Оказание первой помощи при повреждениях от животных.
Условный и безусловный курсы вакцинации, показания к назначению антирабического иммуноглобулина.
Столбняк- раневая инфекция. Распространённость  возбудителя во внешней среде. Основные клинические проявления.
Экстренная специфическая профилактика столбняка, показания к проведению. Характеристика применяемых препаратов.
Экстренная терапия анафилактического шока.
4.2.1 Сестринский процесс при иммунопрофилактике лептоспирозе, бруцеллезе, сибирской язве, туляремии, чуме, Ку-лихорадки и вирусных энцефалитов.
Краткие сведения о патогенезе и клинике болезней: холере, брюшного тифа, лептоспироза.
Иммунизация против холеры, брюшного тифа, лептоспироза.
Характеристика общих и местных постпрививочных реакций, их учёт, допустимая реактогенность холерных реакций, брюшнотифозной и лептоспирозной вакцин.
Иммунизация против  бруциллёза, сибирской язвы. Характеристика препаратов, показания к вакцинации, декретированные возраста.
Постановка внутрикожных проб, учёт результатов.
Характеристика постпрививочных реакций, учёт результатов вакцинации против бруцеллёза.
4.3.1 Сестринский процесс при иммунотерапии при гриппе, менингококковой инфекции.
Показания к экстренной иммунотерапии против гриппа, менингококковой инфекции у детей.
Характеристика препаратов, применяемых против менингококковой инфекции (вакцина менингококковая групп А, полисахаридная сухая, иммуноглобулин человека нормальный).
Общие и местные постпрививочные реакции.
5.1.1 Современные принципы медицинского обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях и катастрофах.
Определение понятий "Чрезвычайная ситуация" и "катастрофа".
Служба медицины катастроф как функциональное звено РСЧС: ее задачи и структура на федеральном, региональном и территориальном уровне.
 Обязанности медицинских работников при чрезвычайных ситуациях в зависимости от фазы развития ЧС.
5.2.1 Основы сердечно-легочной реанимации.
Определение понятия "терминальные состояния". Виды терминальных состояний.
Определение понятия "сердечно-легочная реанимация". Показания и противопоказания к проведению реанимации.
Методика сердечно-легочной реанимации. Приемы восстановления проходимости дыхательных путей, техника искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца.
5.3.1 Доврачебная помощь и особенности проведения реанимационных мероприятий при экстремальных ситуациях.
 Диагностические критерии теплового удара и общего охлаждения и неотложная помощь при них.
Основные патологические процессы, развивающиеся в организме пострадавших с отморожениями и ожогами.
Утопление, удушение, электротравмы: особенности в проведении спасательных и реанимационных мероприятий.
5.4.1 Доврачебная медицинская помощь при неотложных состояниях и острых заболеваниях.
Угрожающие жизни неотложные состояния и острые заболевания: острая коронарная, острая сердечная, острая сосудистая и острая дыхательная недостаточность, гипертонический криз, судорожный синдром, острые хирургические заболевания брюшной полости - диагностические критерии, неотложная помощь и дальнейшая тактика.
Объем помощи на I этапе лечебно-эвакуационного обеспечения при развитии угрожающих жизни неотложных состояниях в условиях ЧС.
5.5.1 Доврачебная медицинская помощь при кровотечениях, геморрагическом шоке и коматозным состоянием.
Виды кровотечений. Способы остановки наружных кровотечений, применяемые в условиях ЧС на I этапе лечебно-эвакуационного обеспечения.
Геморрагический шок: основные механизмы, лежащие в основе его развития, клиническая картина, диагностические критерии и неотложная помощь.
Коматозное состояние, стандарт оказания доврачебной помощи больному в коматозном состоянии.
5.6.1 Доврачебная неотложная помощь при травмах и травматическом шоке.
Травма. Виды травм.
Травматический шок: основные механизмы, лежащие в основе его развития, клиническая картина, диагностические критерии.
Профилактика травматического шока и его лечение на I этапе лечебно-эвакуационого обеспечения при ЧС.
Объем помощи пострадавшим с травмами опорно-двигательного аппарата, черепно-мозговыми травмами, травмами грудной клетки и живота.
Объем помощи пострадавшим с травмами глаз и ЛОР-органов, ампутационной травме и синдроме длительного сдавления.
5.7.1 Доврачебная неотложная помощь при острых отравлениях.
Определение понятия "острое отравление". Пути поступления яда в организм человека.
Стадии острого отравления. Общие принципы лечения больных      с острыми отравлениями.
Методы активной детоксикации, применяемые на первом этапе лечебно-эвакуационного обеспечения.
Посиндромная помощь при острых отравлениях.
Особенности организации  медицинской помощи населению пострадавшему при авариях, связанных с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ.
5.8.1 Неотложная доврачебная помощь при острых аллергических реакциях.
Клинические формы острых аллергических реакций. Основные патологические механизмы, лежащие в основе их развития.
Клиническая картина, диагностические критерии и неотложная помощь при различных клинических вариантах анафилаксии. Профилактика острых аллергических реакций.
6.1 Устройство персонального компьютера. Программное обеспечение.
Устройство ПЭВМ. Возможности компьютера.
Применение ПЭВМ в медицине.
Техника безопасности
Интернет. Понятие.
Возможности ЭВМ на современном этапе.